Вернуться к проектам

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

Вовлечение молодежи в вопросы сохранения биоразнообразия ВКО на примере работы со школьными лесничествами и применением традиционных знаний

Вовлечение молодежи в вопросы сохранения биоразнообразия ВКО на примере работы со школьными лесничествами и применением традиционных знаний

НАПРАВЛЕНИЕ:

СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

РЕГИОН:

Особо охраняемая природная территория «Семей орманы» Восточно-Казахстанской области

СРОКИ ПРОЕКТА:

Начало:январь 2019 г.

Окончание:ноябрь 2020 г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ВКО на примере работы со школьными лесничествами и применением на практике традиционных знаний региона.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Многие биологические виды на особо охраняемой природной территории «Семей орманы» и экосистемы в целом находятся под угрозой существования. Это происходит не только в результате антропогенного воздействия, но в большей степени из-за низкого уровня экологической культуры детей и взрослых.

Проект направлен на вовлечение молодежи, родителей, учителей, специалистов лесного хозяйства и местного населения в деятельность школьных лесничеств по сохранению биоразнообразия с учетом традиционных знаний.

Проект охватит территорию 10 филиалов резервата в степной зоне: Бородулихинский, Жанасемейский, Канонерский, Морозовский, Новошульбинский, Тау-Далинский, Бегеневский, Букебаевский, Долонский, Семипалатинский. На них расположены 9 сельских и 1 городская школы. Общая площадь филиалов составляет около 600,100 га.

Данный проект усилит роль школьных лесничеств в области экологического образования молодежи, повысит уровень информированности и ответственности молодежи и местного населения за сохранение биологических видов и уникальных объектов, обучит навыкам сбалансированного использования биологического разнообразия.

Кроме того, проект возродит традиционные знания и ценности по рациональному использованию биологического разнообразия, гармоничным взаимоотношениям людей с окружающей средой.

Объектами исследования школьных лесничеств будут:

  • знания и практики старших поколений, сторожил из местного населения и потомственных лесников в области сохранения биоразнообразия и укрепления роли населения в процессе сохранения устойчивости местных экосистем;
  • восстановление утерянного культурного наследия различных народов, проживающих на территории субландшафта.

Сбор информации будет вестись через интервью с представителями коренного населения: воспоминания старшего поколения об использовании природных ресурсов, об особых методах традиционного природопользования. Сбор знаний и исследования будут осуществляться при взаимодействии с общественными организациями, советами аксакалов, этнокультурными центрами.

Собранная информация будет документально оформлена (аудио и видеозаписи), составлен список информаторов с указанием данных о них, информация будет обработана и систематизирована, создана электронная база данных в области традиционных знаний коренного населения Прииртышья на современных носителях. 

Эти знания и практики будут включены в программу работы 10-ти школьных лесничеств.

Со школьниками будут на семинарах обсуждаться вопросы, которые войдут в программу школьных лесничеств:

  • о традиционных экологических знаниях и их роли в сохранении биологического разнообразия;
  • о традиционных видах хозяйствования (охота, рыболовство, собирательство);
  • о духовных традициях и святых местах;
  • о народной медицине;
  • о фольклоре, обычаях, верованиях, культурной самобытности;
  • о традиционной топонимике и др.

Обученные на тренингах и подготовленные к работе 250 школьников (по 25 человек от каждого школьного лесничества) получат программы на весь период проекта и путёвки с заданиями по организации в своих районах экологических мероприятий: День птиц, Марш парков, Международный день сохранения биоразнообразия. Школьники, учителя будут вести большую информационную работу среди детей, молодёжи, жителей своих районов, направленную на повышение уровня экологического сознания и культуры.

Ежегодно на территории Бегеневского филиала с июня по август будет организован палаточный экологический лагерь школьных лесничеств для экологического образования детей. В течение деятельности лагеря для детей будут организованы тренинги, изучение в природе биологических видов, экскурсии, встречи с лесниками и населением по изучению традиционных знаний.

В рамках проекта будет создана Сеть школьных лесничеств, охватывающая территории, прилегающие к ООПТ, о создании которой будет объявлено на региональном слете школьных лесничеств в мае 2020 года.

В течение проекта ребята будут участвовать в региональных мероприятиях: конкурсе-смотре школьных лесничеств, слетах, экологическом лагере для эколидеров, Марше парков).

Задачи проекта:

  1. Организовать деятельность 10–ти школьных лесничеств на территории ООПТ «Семей орманы» ВКО с целью вовлечения школьной и студенческой молодежи в деятельность по сохранению биоразнообразия местных экосистем ВКО и применения на практике традиционных знаний. 
  2. Организовать сбор и документирование традиционных знаний по сохранению биоразнообразия и культурного наследия региона с их последующим включением в программу работы школьных лесничеств ВКО. 

Результаты:

  1. Налажены партнерские отношения с 10 филиалами резервата «Семей орманы», с отделами образования; лесники и учителя вовлечены в профориентационную пропаганду школьников.
  2. Создана сеть добровольных школьных лесничеств в Семейском регионе ВКО для сохранения биологических видов. 
  3. Более 5 000 взрослых и детей вовлечены в деятельность по проекту и в мероприятия через просмотры видеороликов, буклетов, публикации в СМИ, в том числе в соцсетях, школьных экологических спектаклей, представленных учащимся Семейского региона и ВКО.
  4. Повысился уровень экологического сознания и осведомленности населения и заинтересованных сторон о значимости и необходимости сохранения биоразнообразия экосистем через обучающие семинары, экологические лагеря, мероприятия, конкурсы, слеты, сбор и документирование традиционных знаний, средства массовой информации.
  5. Внедрён инструмент сохранения экосистем и сбалансированного природопользования в работу школьных лесничеств через обобщённый опыт предыдущих поколений о традиционных знаниях.

К концу реализации проекта будет проведена работа по обобщению и тиражированию опыта проекта по развитию школьных лесничеств, вовлечению школьной и студенческой молодёжи в деятельность по сохранению биоразнообразия и применению традиционных знаний в работе школьных лесничеств.

Опыт развития школьных лесничеств и вовлечения молодёжи в деятельность по сохранению биологического разнообразия с применением традиционных знаний будет тиражирован на другие ООПТ Казахстана через Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ.

последнее