СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
Вовлечение молодежи в вопросы сохранения биоразнообразия ВКО на примере работы со школьными лесничествами и применением традиционных знаний
НАПРАВЛЕНИЕ:
СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
РЕГИОН:
Особо охраняемая природная территория «Семей орманы» Восточно-Казахстанской области
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
СРОКИ ПРОЕКТА:
Начало:январь 2019 г.
Окончание:ноябрь 2020 г.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ВКО на примере работы со школьными лесничествами и применением на практике традиционных знаний региона.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Многие биологические виды на особо охраняемой природной территории «Семей орманы» и экосистемы в целом находятся под угрозой существования. Это происходит не только в результате антропогенного воздействия, но в большей степени из-за низкого уровня экологической культуры детей и взрослых.
Проект направлен на вовлечение молодежи, родителей, учителей, специалистов лесного хозяйства и местного населения в деятельность школьных лесничеств по сохранению биоразнообразия с учетом традиционных знаний.
Проект охватит территорию 10 филиалов резервата в степной зоне: Бородулихинский, Жанасемейский, Канонерский, Морозовский, Новошульбинский, Тау-Далинский, Бегеневский, Букебаевский, Долонский, Семипалатинский. На них расположены 9 сельских и 1 городская школы. Общая площадь филиалов составляет около 600,100 га.
Данный проект усилит роль школьных лесничеств в области экологического образования молодежи, повысит уровень информированности и ответственности молодежи и местного населения за сохранение биологических видов и уникальных объектов, обучит навыкам сбалансированного использования биологического разнообразия.
Кроме того, проект возродит традиционные знания и ценности по рациональному использованию биологического разнообразия, гармоничным взаимоотношениям людей с окружающей средой.
Объектами исследования школьных лесничеств будут:
Сбор информации будет вестись через интервью с представителями коренного населения: воспоминания старшего поколения об использовании природных ресурсов, об особых методах традиционного природопользования. Сбор знаний и исследования будут осуществляться при взаимодействии с общественными организациями, советами аксакалов, этнокультурными центрами.
Собранная информация будет документально оформлена (аудио и видеозаписи), составлен список информаторов с указанием данных о них, информация будет обработана и систематизирована, создана электронная база данных в области традиционных знаний коренного населения Прииртышья на современных носителях.
Эти знания и практики будут включены в программу работы 10-ти школьных лесничеств.
Со школьниками будут на семинарах обсуждаться вопросы, которые войдут в программу школьных лесничеств:
Обученные на тренингах и подготовленные к работе 250 школьников (по 25 человек от каждого школьного лесничества) получат программы на весь период проекта и путёвки с заданиями по организации в своих районах экологических мероприятий: День птиц, Марш парков, Международный день сохранения биоразнообразия. Школьники, учителя будут вести большую информационную работу среди детей, молодёжи, жителей своих районов, направленную на повышение уровня экологического сознания и культуры.
Ежегодно на территории Бегеневского филиала с июня по август будет организован палаточный экологический лагерь школьных лесничеств для экологического образования детей. В течение деятельности лагеря для детей будут организованы тренинги, изучение в природе биологических видов, экскурсии, встречи с лесниками и населением по изучению традиционных знаний.
В рамках проекта будет создана Сеть школьных лесничеств, охватывающая территории, прилегающие к ООПТ, о создании которой будет объявлено на региональном слете школьных лесничеств в мае 2020 года.
В течение проекта ребята будут участвовать в региональных мероприятиях: конкурсе-смотре школьных лесничеств, слетах, экологическом лагере для эколидеров, Марше парков).
Задачи проекта:
Результаты:
К концу реализации проекта будет проведена работа по обобщению и тиражированию опыта проекта по развитию школьных лесничеств, вовлечению школьной и студенческой молодёжи в деятельность по сохранению биоразнообразия и применению традиционных знаний в работе школьных лесничеств.
Опыт развития школьных лесничеств и вовлечения молодёжи в деятельность по сохранению биологического разнообразия с применением традиционных знаний будет тиражирован на другие ООПТ Казахстана через Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ.