Вернуться к проектам

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

Ускоренное повышение продуктивности деградированных пастбищ для улучшения благосостояния местных сообществ

Ускоренное повышение продуктивности деградированных пастбищ  для улучшения благосостояния  местных сообществ

НАПРАВЛЕНИЕ:

СНИЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

РЕГИОН:

Территория Кызылкиянского сельского округа Казгуртского района Туркестанской области

СРОКИ ПРОЕКТА:

Начало:март 2020 г.

Окончание:февраль 2021 г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

ДЕМОНСТРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ УСКОРЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ деградированных пастбищ и устойчивого управления ими для улучшения благосостояния местных сообществ (домохозяйств).

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

За последние четверть века в Казахстане стремительно менялись земельные  и экономические отношения. Меняется и климат с тенденцией к засушливости. Как показала практика, в этих условиях расточительное  использование пастбищ  приведет  к трудно поправимым разрушениям  природной экосистемы и нищете населения.

Необходимость  разработки и реализации настоящего проекта обусловлены критическими факторами, сложившимися  на территории Кызылкиянского сельского округа, да и в целом по  району.

Казгуртский район прежде был традиционно животноводческим районом.  С вводом в эксплуатацию Большого Келесского массива орошения в 90-е годы прошлого столетия значительные площади пахотно-пригодных богарных земель и пастбищ  трансформировались в орошаемые земли. Они в настоящее время заняты под овощные, кормовые, масличные  и другие культуры. Практически эти земли   стали недоступными для пастьбы скота местного населения.

По сложившейся практике  орошаемые  земли   вслед за уборкой урожая  овощных и других  культур распахиваются под урожай  будущего года. И эти земли, за исключением короткого послеуборочного периода, становятся практически недоступными  для пастьбы скота. К тому же не каждый землевладелец  дает свое согласие на пастьбу чужого скота  на своих полях.

По этой причине   после уборки  урожая весь скот населенных пунктов сельского  округа выпасается на  небольших клочках пастбищных земель, оставшихся  между  этими поливными  полями в период освоения новых земель Большого Келесского массива.  Они  в настоящее время деградированы в силу  массового и бессистемного выпаса скота и отсутствия целенаправленной работы по их сохранению и повышению продуктивности.

В 90-ые годы прошлого столетия в распоряжении бывшего колхоза им. Энгельса  имелись горные пастбищные угодья  в  урочище  Угам на  Западных отрогах Тянь-Шаньских гор, куда выводили  в летний период весь колхозный скот. В связи с передачей основной части этих земель вновь созданному Сайрам-Угамскому государственному  национальному  парку,  эти земли практически стали недоступной для пастьбы скота.   Кызылкиянский сельский округ находится в  60 км от границы особо охраняемой территории и домохозяйства по одиночку не в состоянии вывести скот к прилегающим к ним горным пастбищам.

Таким образом,   в Кызылкиянском сельском округе  сложилась тревожная ситуация  с организацией пастьбы скота местного населения. Особо острой эта проблема стала для   центральной усадьбы  сельского округа,  где проживают в  основном  безработные,  самозанятые слои населения, женщины,  молодежь,  а также   работники бюджетной сферы  (врачи, учителя и др.) с очень низким уровнем заработной платы.  

Для этих уязвимых слоев населения    доходы от своих личных подворий являются основным источником жизнеобеспечения и улучшения благосостояния. Однако, из-за дефицита и деградации пастбищных земель участились случаи низкой продуктивности и яловости домашних животных, заболеваемости и падежа скота. Тощий скот на базарах  не востребован, и местные жители вынуждены продавать его по мизерной цене. Такое положение крайне отрицательно сказывается на жизненном уровне  жителей села Кызыл Кия.

Природно-климатические условия Казгуртского района благоприятны для успешного ведения   растениеводства и животноводства. До 90-го года прошлого столетия особых проблем в использовании пастбищ не было. Практиковались традиционные перегоны скота в весенне–летний период на горные пастбища, а осенью - на пустынные пастбища к местам зимовки скота.  В настоящее время возник  ряд серьезных проблем  в  обеспечении  пастбищами  скота, имеющегося в личных подворьях сельского населения.

Учитывая, что  бессистемный  выпас скота  вокруг населенных пунктов  привел  к серьезным  разрушениям  природной экосистемы и нищете населения,  в проекте предусмотрены доступные для каждого агроформирования  мероприятия, способствующие формированию на селе «зеленой» культуры устойчивого земле-, водо- и пастбищепользования и улучшения благосостояния  домохозяйств:  

  • создание  общественного объединения пастбищепользователей в соответствии с  требованиями  Нового Закона  РК «О пастбищах» с охватом  крайне заинтересованных  в  успешных результатах  проекта уязвимых слоев населения, таких как безработные, самозанятые слои населения, оралманы, женщины и молодежь, а также  работники бюджетной сферы с очень низким уровнем заработной платы;
  • создание огороженных высокопродуктивных культурных пастбищ с применением  экологически дружелюбных систем агротехнологий, таких как:    минимальная обработка почвы, прямой посев кормовых трав, полив с помощью дождевальных машин барабанного типа и спринклеров;
  • проведение геоботанических исследований для определения кормоемкости и  предельно допустимой нормы нагрузки выпаса  скота на  существующих и  вновь создаваемых культурных пастбищах;
  • разработка комплексного плана устойчивого управления пастбищами в соответствии с требованиями ст. 13 Закона РК «О пастбищах»;
  • организация  вывода скота местных сообществ на создаваемые орошаемые культурные пастбища и апробация  механизмов эффективного  управления  пастбищными ресурсами (нормативный выпас, оплата за пастбища, оплата пастуху, сбыт продукции  и др);  
  • использование  альтернативных источников энергии для создания нормальных жилищно-бытовых условий животноводам на отгонных участках;
  • использование электропастухов  для организации  нормированного  выпаса скота на культурных пастбищах;
  • демонстрация  современной    практики управления пастбищными ресурсами посредством  проведения семинаров, Дней поля, радио и телепередач;
  • подготовка  рекомендаций  по снижению процессов   деградации  пастбищ  и адаптации к условиям изменения климата;
  • подготовка предложений  для интеграции успешных результатов проекта  в  реализуемых местных, региональных и национальных  программах охраны окружающей среды,  улучшения социально-экономических   условий жизни  сельского населения и  развития  пастбищного животноводства в Республике Казахстан.

В мировой практике  по применению вышеупомянутых подходов и агротехнологий накоплен немалый опыт, но в условиях юга  Казахстана они впервые комплексно применяются в рамках предлагаемого проекта.  Инициаторы  видят в этих подходах надежные пути выхода  из сложившейся   критической ситуации и улучшение  благосостояния сельских жителей простыми и доступными для каждого села методами. 

Интерес к результатам  проекта будет очень высоким, т.к проблема дефицита пастбищ для скота в домохозяйствах является общенациональной, а конкретные пути  ее решения все еще  продемонстрированы недостаточно. Ожидается, что у многих фермеров, бизнес- агроформирований и  представителей местной исполнительной власти после практического ознакомления  с  достижениями проекта непосредственно на поле появится  желание для внедрения их в своем хозяйстве и сельском округе. 

Задачи проекта:

 

  1. Создание и устойчивое управление высокопродуктивными  культурными пастбищами  с применением  современных «зеленых»  подходов  земле-, водо- и пастбищепользования.
  2. Демонстрация и  продвижение успешных результатов проекта для интеграции в  реализуемых местных, региональных и национальных  программах устойчивого развития.

   Ожидаемые результаты:

1. Создано общественное объединение пастбищепользователей с охватом  не менее 25 домохозяйств из числа уязвимых слоев населения.

2. Проведены   смешанные посевы  адаптированных к местным условиям  3–х видов  видов  многолетних трав  (люцерна, эспарцет, райграсс) с «зелеными» покровами однолетних кормовых культур на площади 57 га, обеспечивающих получения с каждого гектара не менее 10 тонн высококачественного корма с  ежегодным накоплением в почве до 2-3 т/ га связанного углерода.

3. Огорожено 57 га культурных пастбищ, что обеспечивает   недопущение  фактов «скотокрадства» и дает возможность    для организации нормированного выпаса скота. Теперь не будет  возникновения  конфликтных ситуации с окружающими  хозяйствами в весенне-летний период из-за потравы скотом посевов, а также  чрезмерного выпаса и вытаптывания вновь созданных  культурных пастбищ в осенне-зимний период безхозно выпасаемыми животными.

4. Проведено  двукратное геоботаническое исследование  для определения кормоемкости и  предельно допустимой нормы нагрузки выпаса  скота на  существующих и  вновь создаваемых культурных пастбищах до начала и к концу реализации проекта.

5. Разработан  комплексный план устойчивого управления пастбищами в соответствии с требованиями ст. 13 Закона РК «О пастбищах», который служит  основным руководящим документом пастбищепользователя в решении возникших проблем.

6. Организован   вывод скота     не менее 40 голов скота  из  25 домохозяйств на вновь создаваемые орошаемые культурные пастбища  и апробированы   механизмы  эффективного  управления  пастбищными ресурсами (нормативный выпас, оплата за пастбища, оплата пастуху, сбыт продукции  и др). 

7. Установлена  ветросолнечная электростанция  для создания нормальных жилищно- бытовых условий животноводам на отгонных участках.

8. Установлен комплект электропастуха  для организации нормированного выпаса скота.

9. Созданы  рабочие места для жителей села и  увеличены доходы  домохозяйств, участвующих в проекте.     

10.Проведены  семинар и   Дни поля   по  демонстрации  современной    практики управления пастбищными ресурсами с общим охватом 80 человек, включая лиц, принимающих решение по вопросам развития сельского хозяйства на различных  уровнях.

11.Подготовлены  рекомендации  по ускоренному повышению продуктивности пастбищ  и адаптации к условиям изменения климата.

12.Подготовлены предложения  по интеграции успешных результатов проекта  в   реализуемых местными органами власти программах.

последнее