Вернуться к проектам

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

Реализация энергоэффективных светотехнических решений и внедрение энергоменеджмента в зданиях школ г. Сатпаев с целью демонстрации получения социальных и экономических выгод местного сообщества путем экономии электрической энергии

Реализация энергоэффективных светотехнических решений и внедрение энергоменеджмента в зданиях школ г. Сатпаев с целью демонстрации получения социальных и экономических выгод местного сообщества путем экономии электрической энергии

НАПРАВЛЕНИЕ:

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

РЕГИОН:

г. Сатпаев Улытауского района Карагандинской области

СРОКИ ПРОЕКТА:

Начало:январь 2019 г.

Окончание:ноябрь 2020 г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ СВЕТОТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ и внедрение энергоменеджмента в зданиях школ г. Сатпаев для экономии электрической энергии, снижения выбросов СО2 и демонстрации социальных и экономических выгод.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Территория проекта – промышленный город Сатпаев. Одной из основ экологической безопасности региона является устойчивое развитие городского хозяйства, с применением современных энергоэффективных систем и технологий в части потребления тепловой и электрической энергии.

В г. Сатпаев строятся и вводятся в эксплуатацию новые здания, потребление энергии растет, но не применяется энергоэффективное оборудование, не используется энергоэффективное управление энергией (энергоменеджмент).

Органы гос. управления г. Сатпаев не располагают квалифицированными специалистами, компетентными в применении энергоэффективных решений. Слабо развиваются энергоэффективные проекты в бюджетном секторе (школы, детские сады, больницы). Не применяются инструменты управления энергией (энергоменеджмент в зданиях) как в бюджетном секторе, так и во всех остальных  сферах.

Общественность слабо вовлечена в вопросы энергосбережения. Отсутствует доступная информация о том, какие виды оборудования наиболее энергоэффективны.

Рынок г. Сатпаев переполнен техническими товарами (особенно источниками освещения), но нет четкого понимания, что применять и как вести учет потребляемой энергии (энергомониторинг). Вследствие этого происходит  повышенное потребление энергии в общественных зданиях, что негативно воздействует на глобальный климат из-за высоких выбросов парниковых газов (СО2). Атмосфера загрязняется вредными веществами. Лампы быстро выходят из строя. Поскольку многие из них содержат ртуть, то могут оказывать  большую нагрузку на состояние окружающей среды в виде нарастающих опаснейших  отходов. Такие лампы требуют дополнительных бюджетных средств на их утилизацию.

При выполнении настоящего проекта в качестве демонстрационных зданий были выбраны школы, поскольку:

1) Здания школ наиболее привлекательны для реализации энергоэффективных проектов. Они имеют большие площади, а чем больше здание, тем большую эффективность можно получить при сокращении потребления энергии и сокращении выбросов СО2.

2) Целевая аудитория школ – дети и их родители. Важно понимание вопросов энергосбережения воспитывать с детского возраста, т.е. закладывать фундамент для будущих поколений.

3) Понимание важности стратегии энергосбережения среди учеников, их родителей, преподавателей и органов гос. управления приведет к развитию аналогичных проектов в других зданиях для достижения поставленных государством целей энергоэффективности.

4) Во многих школах отсутствуют современные подходы к формированию стойкой энергосберегающей позиции. Это зачастую связано с тем, что руководство и персонал школ не знакомы с основными направлениями в энергосбережении. А также им не хватает времени и компетенции на развитие энергосберегающих направлений, так как основную часть рабочего времени сотрудники школ тратят на организацию образовательного процесса.

Проектом предусмотрены обучающие сессии для учеников школ, а также организация обучения энергомониторингу и энергоменеджменту руководства (директор, завуч), учителей, заведующих хозяйственными вопросами школ, бухгалтеров для дальнейшего самостоятельного ведения учета потребления энергии объектами.

При проведении устных опросов с местными специалистами было определено, что люди не знают о возможных практиках энергомониторинга и выражают огромную заинтересованность, чтобы узнать о них. Как в процессе выполнения проекта, так и после его завершения запланировано, что пилотные объекты – школы - будут являться активными проводниками энергосберегающих технологий в социуме, и позволят демонстрировать жителям города возможности и преимущества энергосберегающих проектов.

Даже после окончания самого проекта, школы будут являться активными партнерами для органов гос. управления, как базисные демонстрационные площадки энергосберегающих проектов. Данный проект тесно связан с Планами ГУ Акимата г. Сатпаев  по включению объектов образования в «Карту энергоэффективности г. Сатпаев».

При правильном использовании естественного и искусственного освещения, путем организации энергоменеджмента, экономия электроэнергии на освещение может быть уменьшена на 50%.

Т.е. в солнечные месяцы года необходим контроль нерационального использования искусственного освещения, силами школьников, персоналом школ.

Для достижения планируемой экономии в проекте будут заменены 80% источников освещения в пилотных школах.

На основании реализованных проектов органы гос. управления будут способны самостоятельно разрабатывать собственные стратегии, планы и программы по устойчивому развитию и продвижению энергоэффективных проектов.

Критерием выбора школ в проекте являлось высокое потребление электроэнергии на освещение. В результате расчетов было определено пять школ, в которых находится наибольшее количество неэнергоэффективных источников освещения.

Проект предполагает вовлечение местного сообщества в процесс экономии электроэнергии с применением светодиодного освещения путем обучения (учеников и персонала школ, с привлечением внимания родителей) и внедрения в школах показательного энергомониторинга и энергоменеджмента, для последующего тиражирования данной системы на других бюджетных объектах.

При этом будет проведена корректировка Целей и порядка реализации Политики в области энергетики и защиты климата в рамках общих законодательных положений для ГУ Акимата г. Сатпаев. Будут составлены планы по внедрению энергоэффективного освещения и энергоменеджмента для всех бюджетных объектов г. Сатпаев на последующие годы.

Задачи проекта:

1) Создание рабочей группы  проекта на базе Акимата г. Сатпаев, с участием заявителя проекта ОО «PRO ECO» с привлечением местного координатора проекта, ОО «Нұрлы Жүрек», представителей отдела образования, представителей пилотных школ, представителей акимата г. Сатпаев.

2) Светотехнический аудит существующей ситуации в пилотных школах силами привлеченного технического эксперта.

3) Приобретение источников освещения и их установка в пилотных школах с привлечением ресурсов школ (технический персонал школ).

4) Разработка, согласование и внедрение системы энергоменеджмента в школах для персонала.

5) Разработка, согласование и внедрение обучающих программ, сессий и конкурсов для учеников школ по энергосбережению (на основе ЦУР в Казахстане). Проведение PR-акции.

6) Расчет экономии энергии, оплаты за энергию, сокращенных выбросов СО2. Внедрение внутреннего энергоаудита. Определение эффективности проекта.

7) Совместно с Акиматом г. Сатпаев разработка энергоэффективных направлений, планов и мероприятий для бюджетного сектора в продолжение реализованного проекта на будущие годы (городской энергоменеджмент).

Основная деятельность проекта:

  • отработка энергоэффективного алгоритма работы с целевой аудиторией школ;
  • технические мероприятия – светотехнический аудит школ, внедрение энергоэффективного освещения;
  • организационные мероприятия – внедрение школьного энергоменеджмента, систематизированного учета электроэнергии и регулирование элементарных действий учеников школ и персонала при пользовании энергией, разработка документации городского энергоменеджмента.

Во время выполнения проекта планируется проведение активной работы с ГУ Акимата г. Сатпаев с целью проработки энергоэффективных проектов для других бюджетных объектов, которые в будущем окажут положительное влияние на повышение качества жизни граждан, социально-экономическое развитие и экологическую устойчивость города.

Ожидаемые результаты проекта можно оценить:

  1. Расчетная сэкономленная электроэнергия более 100 тыс. кВт*ч в год (от 30%), уменьшение оплаты за электроэнергию около 2 млн. тенге в год, сокращение выбросов СО2 более чем на 80 тонн в год, повышение квалификации в вопросах энергосбережения как минимум 300 человек (работники школ), обучение школьному энергоменеджменту не менее 3000 детей.
  2. Вовлечение населения в продвижение энергоэффективности  - более 3 000 человек.
  3. Сотрудничество с государственным органами при корректировке городских планов по энергоэффективности, для достижения экономии электроэнергии до 50% в год на будущие годы.
  4. Освобождение мощности энергоснабжающего предприятия на процент экономии электроэнергии, исключение загрязнения окружающей среды при утилизации светодиодных ламп в будущем (в сравнении с люминесцентными более 5 тыс. шт), получение более качественного освещения, положительно влияющего на здоровье школьников.
  5. Правильное ведение хозяйственной деятельности в школах, воспитание в детях бережного и рационального отношения к ресурсам и окружающей среде.

С помощью проекта можно изменить текущую ситуацию в регионе. В школах г. Сатпаев будут внедрены энергоэффективное освещение и энергоменеджмент. В результате будет происходить экономия энергии, денежных средств, снижение выбросов СО2.

Эти перемены привлекут внимание общественности и органов государственного управления, и у них появится стимул в реализации энергоэффективных проектов для других бюджетных объектов.

 

последнее