ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
Реализация энергоэффективных светотехнических решений и внедрение энергоменеджмента в зданиях школ г. Сатпаев с целью демонстрации получения социальных и экономических выгод местного сообщества путем экономии электрической энергии
НАПРАВЛЕНИЕ:
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
РЕГИОН:
г. Сатпаев Улытауского района Карагандинской области
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
СРОКИ ПРОЕКТА:
Начало:январь 2019 г.
Окончание:ноябрь 2020 г.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ СВЕТОТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ и внедрение энергоменеджмента в зданиях школ г. Сатпаев для экономии электрической энергии, снижения выбросов СО2 и демонстрации социальных и экономических выгод.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Территория проекта – промышленный город Сатпаев. Одной из основ экологической безопасности региона является устойчивое развитие городского хозяйства, с применением современных энергоэффективных систем и технологий в части потребления тепловой и электрической энергии.
В г. Сатпаев строятся и вводятся в эксплуатацию новые здания, потребление энергии растет, но не применяется энергоэффективное оборудование, не используется энергоэффективное управление энергией (энергоменеджмент).
Органы гос. управления г. Сатпаев не располагают квалифицированными специалистами, компетентными в применении энергоэффективных решений. Слабо развиваются энергоэффективные проекты в бюджетном секторе (школы, детские сады, больницы). Не применяются инструменты управления энергией (энергоменеджмент в зданиях) как в бюджетном секторе, так и во всех остальных сферах.
Общественность слабо вовлечена в вопросы энергосбережения. Отсутствует доступная информация о том, какие виды оборудования наиболее энергоэффективны.
Рынок г. Сатпаев переполнен техническими товарами (особенно источниками освещения), но нет четкого понимания, что применять и как вести учет потребляемой энергии (энергомониторинг). Вследствие этого происходит повышенное потребление энергии в общественных зданиях, что негативно воздействует на глобальный климат из-за высоких выбросов парниковых газов (СО2). Атмосфера загрязняется вредными веществами. Лампы быстро выходят из строя. Поскольку многие из них содержат ртуть, то могут оказывать большую нагрузку на состояние окружающей среды в виде нарастающих опаснейших отходов. Такие лампы требуют дополнительных бюджетных средств на их утилизацию.
При выполнении настоящего проекта в качестве демонстрационных зданий были выбраны школы, поскольку:
1) Здания школ наиболее привлекательны для реализации энергоэффективных проектов. Они имеют большие площади, а чем больше здание, тем большую эффективность можно получить при сокращении потребления энергии и сокращении выбросов СО2.
2) Целевая аудитория школ – дети и их родители. Важно понимание вопросов энергосбережения воспитывать с детского возраста, т.е. закладывать фундамент для будущих поколений.
3) Понимание важности стратегии энергосбережения среди учеников, их родителей, преподавателей и органов гос. управления приведет к развитию аналогичных проектов в других зданиях для достижения поставленных государством целей энергоэффективности.
4) Во многих школах отсутствуют современные подходы к формированию стойкой энергосберегающей позиции. Это зачастую связано с тем, что руководство и персонал школ не знакомы с основными направлениями в энергосбережении. А также им не хватает времени и компетенции на развитие энергосберегающих направлений, так как основную часть рабочего времени сотрудники школ тратят на организацию образовательного процесса.
Проектом предусмотрены обучающие сессии для учеников школ, а также организация обучения энергомониторингу и энергоменеджменту руководства (директор, завуч), учителей, заведующих хозяйственными вопросами школ, бухгалтеров для дальнейшего самостоятельного ведения учета потребления энергии объектами.
При проведении устных опросов с местными специалистами было определено, что люди не знают о возможных практиках энергомониторинга и выражают огромную заинтересованность, чтобы узнать о них. Как в процессе выполнения проекта, так и после его завершения запланировано, что пилотные объекты – школы - будут являться активными проводниками энергосберегающих технологий в социуме, и позволят демонстрировать жителям города возможности и преимущества энергосберегающих проектов.
Даже после окончания самого проекта, школы будут являться активными партнерами для органов гос. управления, как базисные демонстрационные площадки энергосберегающих проектов. Данный проект тесно связан с Планами ГУ Акимата г. Сатпаев по включению объектов образования в «Карту энергоэффективности г. Сатпаев».
При правильном использовании естественного и искусственного освещения, путем организации энергоменеджмента, экономия электроэнергии на освещение может быть уменьшена на 50%.
Т.е. в солнечные месяцы года необходим контроль нерационального использования искусственного освещения, силами школьников, персоналом школ.
Для достижения планируемой экономии в проекте будут заменены 80% источников освещения в пилотных школах.
На основании реализованных проектов органы гос. управления будут способны самостоятельно разрабатывать собственные стратегии, планы и программы по устойчивому развитию и продвижению энергоэффективных проектов.
Критерием выбора школ в проекте являлось высокое потребление электроэнергии на освещение. В результате расчетов было определено пять школ, в которых находится наибольшее количество неэнергоэффективных источников освещения.
Проект предполагает вовлечение местного сообщества в процесс экономии электроэнергии с применением светодиодного освещения путем обучения (учеников и персонала школ, с привлечением внимания родителей) и внедрения в школах показательного энергомониторинга и энергоменеджмента, для последующего тиражирования данной системы на других бюджетных объектах.
При этом будет проведена корректировка Целей и порядка реализации Политики в области энергетики и защиты климата в рамках общих законодательных положений для ГУ Акимата г. Сатпаев. Будут составлены планы по внедрению энергоэффективного освещения и энергоменеджмента для всех бюджетных объектов г. Сатпаев на последующие годы.
Основная деятельность проекта:
Во время выполнения проекта планируется проведение активной работы с ГУ Акимата г. Сатпаев с целью проработки энергоэффективных проектов для других бюджетных объектов, которые в будущем окажут положительное влияние на повышение качества жизни граждан, социально-экономическое развитие и экологическую устойчивость города.
С помощью проекта можно изменить текущую ситуацию в регионе. В школах г. Сатпаев будут внедрены энергоэффективное освещение и энергоменеджмент. В результате будет происходить экономия энергии, денежных средств, снижение выбросов СО2.
Эти перемены привлекут внимание общественности и органов государственного управления, и у них появится стимул в реализации энергоэффективных проектов для других бюджетных объектов.
Проект завершен.
В рамках проекта в 6-и пилотных школах:
Совместно с Акиматом г. Сатпаев были разработаны энергоэффективные направления, планы и мероприятий для бюджетного сектора в продолжении реализованного проекта на будущие годы (городской энергоменеджмент). В частности, были подготовлены рекомендации Акимату по реализации энергоэффективных мероприятий на бюджетных объектах г. Сатпаев, проект Концепции государственно-частного партнерства (ГЧП) для осуществления проектов по энергоэффективному освещению бюджетных объектов.
Проект способствовал снижению потребления электроэнергии, сокращению выбросов СО2, экономической выгоде на данных обектах.
Теперь в школах исключена необходимость платежей за утилизацию ртутьсодержащих люминесцентных ламп и улучшен уровень освещенности помещений пилотных зданий от 17 до 70%.